Психологические рекомендации по тренировке летчика ‘ к действиям при несигнализируемых отказах основных пилотажно-навигационных приборов
Отказ любого пилотажно-навигационного прибора при заходе на посадку относится к особым случаям в полете. В зависимости от конкретной обстановки, в которой произошел отказ, степень опасности может быть различной. Как показывает анализ причин летных происшествий и предпосылок к ним, а также материалы экспериментальных исследований, надежность действий летчика при несигнализируемых отказах приборов недостаточна: во многих случаях летчики совершали ошибочные действия, что приводило к значительным отклонениям ют посадочной траектории и даже угрожало безопасности полета. Ошибочность действий заключалась в том, что долгое время (до 90 с) летчики не могли опознать отказ. ,
Характерно, что взгляд летчика фиксируется на большинстве
отказавших приборов в первые 5—8 с после отказа. Возникает непонятное явление: летчик постоянно наблюдает за этими Приборами, управляет по ним, но оказывается практически беспомощ — ч ным при необходимости своевременно опознать характер отказа. Эти затруднения не случайны в подобных ситуациях, а закономерны.
Вследствие отказа любого прибора к летчику начинает поступать ложная информация, как правило, в условиях психологического доверия к показаниям приборов. В первое время после отказа, если отказавший прибор не изменил своих показаний слишком резко, летчик воспринимает ложную информацию, действует на ее основе и тем самым активно ухудшает ситуацию. Реагируя на показания отказавшего прибора, летчики создавали опасный крен, уменьшали скорость и т. п. Безуспешность действий летчика приводит к высокой эмоциональной напряженности, недоверию к показаниям всех приборов, сомнениям в своих возможностях эффективно управлять самолетом.
Адекватные действия летчика начинаются с логических сопоставлений показаний приборов, выработки и формулирования гипотез о причине рассогласований между заданным и текущим (по показаниям приборов) режимом, их проверки. Решение логической задачи в данном случае преследует одну цель —• установить связь между элементами ситуации, ибо только таким путем можно ‘ установить, какой из приборов отказал.
Рассмотрим экспериментальные данные, касающиеся надежности действий летчика при отказе авиагоризонта — основного прибора, по показаниям которого ом формирует представление о пространственном положении самолета.
Несигнализируемые отказы авиагоризонта, приводящие к медленному изменению показаний, имитировались путем завала центральной гировертикали.
Эксперименты были выполнены в полетах под шторкой на тяжелом самолете. В. них приняли участие 20 летчиков, всего было введено 120 отказов. Анализ содержания действий летчиков (по материалам киносъемки направления взгляда, качества выдерживания режима полета, радиообмена) выявил затруднения в процессе опознания отказа. При отказе авиагоризонта по крену летчики, как правило, двигательно реагировали на появившийся ложный крен, что приводило к нарушению режима захода на посадку: уже через 15—20 с отклонения по курсу достигали 2—15°, истинный крен—10—30°, скорость изменилась на 20—60 км/ч.. Действия протекали по способу проб и ошибок: двигательная реакция на ложный крен, увеличение фиксаций взгляда на резервном авиагоризонте (до 20% вместо 0,5—1%) и навигационно-пилотажном приборе (на 15—20%, особенно в случаях, когда летчик предполагал отказ не авиагоризонта, а указателя курса), что отражают данные табл. 5.1.
Низкая эффективность действий наблюдается на фоне повышения уровня нервно-эмоционального напряжения (табд.<5.2).
Таблица 5.1 Показатели действий летчика при несигнализируемом отказе
|
/ Таблица 5.2’
Показатели (М+т) состояния летчика при несигнализируемом отказе
авиагоризонта
Условия полета |
Частота сердечных сокращений, уд./мин |
Частота дыхания, дик л/мин |
Кожно-гальваническая реакция, уел. ед. |
Полет без ос- |
86+4,2 |
16+1,8 |
7 ±0,4 |
ложнений |
|||
Ситуация отказа |
94+4,9 |
18+3,0 |
12+1,3 |
Причина низкой эффективности заключается в том, что адекватные действия не стимулируются объективными условиями, а„ напротив, направляются по ложному пути. Характерно, что значительный процент ошибочных решений при опознании отказа* практически неизбежен для летчиков любой квалификации. Результаты специального эксперимента с летчиками разного уровня профессиональной подготовки подтверждают это положение (табл. 5.3).
Живучесть ошибок летчиков при несигнализируемых отказах приборов определяется тем, что сами условия летной деятельности, и прежде всего психологическая установка на доверие к показаниям приборов, способствуют их проявлению. •
Характеристики действий летчиков при несигнализируемом отказе авиагоризонта
в зависимости от уровня профессиональной подготовки
Таблица 5.S
|
Безусловно, наиболее радикальный путь повышения надежности действий летчиков при отказах приборов — наличие специальной сигнализации об отказе. В этом случае летчики обнаруживают отказы за 3—5 с, причем, как правило, действуют безошибочно. ■ .
Существует и другой путь, ПОЗВОЛЯЮЩИЙ повысить возможности летчиков в подобных ситуациях, — целенаправленная тренировка по формированию навыков распознавания отказов. Поскольку распознавание требует активной мыслительной деятельности, необходимо тренировать оперативное мышление.
Процесс тренировки оперативного мышления на тренажерах и в полете предусматривает ввод отказов неожиданно для летчика, привлечение его внимания к косвенным признакам отказов. В реальных полетах такими косвенными признаками являются: отсутствие ощущения кренения при быстром «завале» авиагоризонта, несоответствие усилий на ручке (штурвале) управления и оборотов двигателя скорости полета (как. косвенный признак отказа указателя скорости), рассогласование показаний основных и дублирующих приборов. Следует добиваться максимального соответствия проявления имитируемых отказов реальным, Такие недостатки имитации отказов приборов, как быстрое перемещение шкал и индексов, «завал» авиагоризонта, «прыжок» стрелки вариометра в нулевое положение, резкое вращение курсовой шкалы, существенно снижают эффективность тренировок.
Необходимость обеспечения в процессе тренировки важнейшей характеристики реального отказа — неожиданности его возникновения— обусловлена следующим обстоятельством. При целевой установке на возможность возникновения отказа в полете у летчика изменяется структура распределения внимания, Интенсифицируется контроль за приборами. В тех экспериментах, где летчик предупреждался о типе отказа, данные приборы он контролировал в 3—5 раз чаще (по сравнению с частотой и продолжительностью их контроля в обычном полете). После двух-трёх, тренировок при неожиданном введении одного и того же отказа без предупреждения время определения и количество ошибочных Действий уменьшались на 30—40%-
Экспериментальные данные показывают, что летчики, контролируя режим полета по приборам, ‘ редко используют резервный авиагоризонт и другие дублирующие приборы. Отсутствие перекрестного контроля за резервными авиагоризонтом или указателем поворота — одна из причин длительного определения отказа авиагоризонта. ‘
В группе летчиков, которые были специально обучены постоянно использовать дублирующие приборы в системе контроля пространственного положения, время определения несигнализиру — — емого отказа авиагоризонта не превышало 25 с при вероятности ■определения, равной 1. Таким образом, небольшое на первый взгляд различие в распределении внимания у двух групп летчиков (табл. 5.4) оказалось существенным с точки зрения надежности определения летчиком отказов авиагоризонта.
Полученные факты подчеркивают целесообразность формирования в процессе тренировок летного состава такой структуры распределения внимания, которая бы включала эпизодический контроль дублирующих приборов.
Таблица 5.4 Относительное время (%) контроля приборов при заходе на посадку в позиционном режиме управления в зависимости от обученности
|
Важным условием своевременного распознавания отказов основных пилотажно-навигационных приборов на многоместных самолетах является правильное распределение функциональных обязанностей и взаимодействие между членами экипажа. Наиболее эффективный контроль за исправностью основных приборов, и прежде всего авиагоризонта, может быть обеспечен вторым пилотом. В его обязанности должны входить систематическое сличение показаний левого и правого авиагоризонтов и немедленный доклад командиру корабля в случае появления расхождений в их показаниях.
Безусловно, важным этапом тренировки является Обучение полету по дублирующим приборам. Обнаружение летчиком отказа одного из пилотажно-навигационных приборов требует перестройки привычного стереотипа распределения и. переключения внимания. Чем меньше опыт пилотирования по дублирующим приборам, тем труднее эта перестройка. Целенаправленные и систематические тренировки на тренажерах позволяют сформировать у летчиков прочные навыки пилотирования по дублирующим приборам,, и — прежде всего по указателю поворота.
Таким образом, повышению надежности действий летчиков при отказах пилотажно-навигационных приборов способствует целенаправленная тренировка. Она предусматривает:
— формирование навыков определения отказов;
—- выработку умения включать в систему контроля за пространственным положением дублирующие (резервные) приборы;
— обучение пилотированию по дублирующим приборам.
Только При таком содержании подготовки можно получить желаемый эффект — научить летчика своевременно и правильно определять отказы пилотажно-навигационных приборов, и уверенно пилотировать по дублирующим приборам.